ВЕЛО – ДРУГ (Друзей не выбирают, ими становятся )

Более десяти лет назад, в далеких девяностых, попытки договорится с друзьями пойти на рыбалку заканчивались, как правило, одним и тем же: на оговоренное время, обычно в шесть утра, они дружно просыпали. Мне ничего другого не оставалось, как возвращаться домой – ведь самому идти очень не хотелось. Но со временем, особенно, после того как приобрел двухколесное средство передвижение, все факторы, которые мешали попасть на рыбалку, отошли на второй план, и начался новый увлекательный период с массой разнообразных историй, приключений, забавных и не очень случаев.

Вот именно тем опытом, который накопился за последние десять лет активного использования велосипеда в рыбалке, я и хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, в данном материале.

Друзей не выбирают, ими становятся   

Велосипед, пожалуй, единственное транспортное средство, которое максимально сочетается с окружающей средой и при этом не нарушает её гармонию. Довольно часто, особенно под вечер, можно наблюдать, как всего в нескольких метрах от тебя параллельным курсом и с той же скоростью летит сова, совершенно не обращая внимания на не понятное существо, или грациозно охотиться сокол. Таких картин заметить из автомобиля не возможно. Да и добраться до места ловли, например, весной или поздней осеню на транспорте с двигателем внутреннего сгорания, бывает проблематично. И тут на помощь придет двухколесный друг, которого в случае надобности можно перенести через водное препятствие или закатить на крутую горку, после чего опять ехать дальше до следующей преграды. Благодаря такой универсальности велосипеда возможны поездки в интересные труднодоступные места, куда автомобилисты только мечтают попасть.

Первый свой велосипед BGM Sirius я купил шесть лет назад за 800 грн. До этого эксплуатировал старенькую «Украину», которая, как и наша страна, явно требовала обновления… Ведь отсутствие переключенный передач и тонкие покрышки, часто не позволяли отправляться в дальние поездки, особенно по весенним грунтовым дорогам.

Все эти недостатки отсутствуют в велосипедах, относящихся к так называемому классу «горных». Вот именно такая веломашина, будет идеальной, для наших целей. И совсем не обязательно тратить на покупку большие деньги. Даже имея скромный бюджет, возможно найти достойный вариант. Например, тот же Sirius сейчас стоит около 1000 грн. Из недостатков данной модели можно назвать ее вес, порядка 17 кг. это связано с тем, что рама сделана из стали. Хотя, с другой стороны, благодаря этому и усилению некоторых элементов конструкции, он чрезвычайно надежен и долговечен. Вот почему он и сейчас как настоящий друг, помогает мне успешно добираться на рыбалку, только уже в деревне.

Когда в 2008 году опять возник вопрос о покупке нового велосипеда, я приобрел Comanche Niagara FS M за 1500 гривен. Сравнительно легкий – всего около 14 кг, благодаря чему с ним комфортней обращаться, а надежность за счет использования алюминиевой рамы с изменением сечения и качественных комплектующих тоже на высоте. Чувствую лет через пять, можно будет купить за приемлемые деньги вообще легкие велосипеды из карбона, и тогда что спиннинг, что велосипед – станут «одной крови». А вот, на сколько они будут прочны – покажет только время.

Сейчас широкою популярность приобрели двухподвесные веломашины (с двумя амортизатора). Один стандартный, находящийся в вилке, а другой на раме под сидением. Их преимущество – плавная (мягкая) езда, а главный недостаток – невозможность закрепить багажник, который рассчитан на 10 и более килограмм. Из-за чего приходится перевозить весь тяжелый груз в рюкзаке. Подумайте, стоит ли это того.

Необходимо так же обратить внимание на то, что большинство велосипедов продаются «голыми», то есть без крыльев, багажника и других необходимых вещей, на которые придется дополнительно потратить от 200 гривен.

Вот собственно и все мои друзья, с которыми меня связывают тысячи километров дорог и которых без лишней скромности я могу порекомендовать вам.

Чем ловить с велосипедом
Все снасти, не затрудняющие передвижения и при этом, если их, возможно, закрепить на раме без дальнейшего дискомфорта в дороге, нам подходят.Ультралай - все компактно  Но поскольку я увлекаюсь ультралайт ловлей, то и попытаюсь рассказать об особенностях этого компактного направления в спиннинге, относительно использования его в вело-рыбалках.

Почему ультралайт компактней других снастей? Да хотя бы тем, что коробка для приманок весит и занимает намного меньше места, чем скажем килограмм прикормки для ловли на удочку. (фото1)  Да и общая масса спиннинга с катушкой редко когда превышает 300 – граммовую отметку. А если придерживаться принципа «поймал – отпусти», то и обратный путь домой тоже будет налегке.

Но если по компактности ультралайт занимает лидирующие позиции, то главным его недостатком, можно отметить, повышенную хрупкость удилищ и колец. Вот почему привязывать спиннинг непосредственно к раме – крайне опасно. Проблему решает тубус, который легко сделать самостоятельно, если вас чем-то не устроят магазинные образцы. Просто замерьте большое кольцо вместе с бланком спиннинга, и тогда останется лишь
приобрести пластиковую водопроводную трубу подходящего диаметра. Это точно сэкономит вам деньги и позволит быстро изготовить ту вещ, которая наилучшим образом подойдет для защиты удилища и комфортной последующей езды

А вот мой товарищ Сергей с рыбной фамилией Сомов решил эту задачу другим способом – он сделал тубус из обычных журналов: свернул их до нужного диаметра, а потом обмотал приличным слоем изоленты. Получилось вполне нормально – только «Світ рибалки» не трогайте… Минус данной конструкции – ее излишняя мягкость. Впрочем, думаю, что ребра жесткости способны решить и эту проблему.

К сожалению, когда я приобретал свое первое ультралайтовое удилище Banax Mega 2,14 м с тестом 1-7 г, то об изготовлении защиты для него не знал. И в магазине продавцы, как обычно, пытались продать сопутствующий товар, советуя обязательно взять тубус. Что, правда, длиной полтора метра, в который свободно помещалось еще одно удилище. Сначала мне показалось это преимуществом, но после нескольких рыбалок выяснилось, что тубус таких габаритов занимает много места, и по тому багажник фактически не выполняет свою главную задачу, разгрузку велосипедиста. Будьте бдительны в рыболовных магазинах…

Конечно, можно использовать маленький телескопический спиннинг, тогда тубус совсем не понадобится, но он сильно проигрывает штекерным двухсоставным по всем параметрам. Ну разве только в сложенном виде занимает меньше места. Да, и если вы попробовали ловить штекером или одночастником, то телескоп в руки уже в рятли возьмете.

Велосипет BGM Как альтернативу предлагаю обратить внимание на штекерные спиннинги, у которых больше двух соединений – в сложенном виде они свободно помещаются даже в рюкзак. Но пока опыта ловли такими «тревел» снастями у меня нет, хотя знаком с положительными отзывами об их использовании.

Поездив некоторое время с «Мегой», появилось желание заполучить еще более короткое и компактное удилище. Исследовал данный вопрос, и выбор пал на St.Croix Avid 1,68 м с тестом 1-5 г, который в сложенном виде имеет длину всего 84 см. А это совсем чуть-чуть длиннее рамы! Соответственно, и тубус нужен небольшой – такие размеры абсолютно гармонично сочетаются с велосипедом и являются комфортными для передвижения. (фото2)

Когда Avid попал мне в руки, сразу появилась мысль: «А куда такая кроха ростом метр шестьдесят восемь сможет забросить?» Конечно, в ультралайте дальность заброса – не самый важный показатель, но согласитесь, что обидно, когда не добрасываешь до рыбы пол метра, а в заброды уже набирается вода, в такие секунды понимаешь ценность каждого сантиметра, как сапог, так и заброса.

 А как вы думаете, какой из спиннингов кинет дальше – Banax Mega или St.Croix Avid? Разница в длине у них аж 46 сантиметров. Подумайте, но в таблицу не подсматривайте…

Вот именно примерно из-за такой разницы на одной из рыбалок с моими знакомыми Вовой и Андреем я наблюдал такую ситуацию: пробираясь по узкой тропинке со всех сторон заросшей камышом, Вова со своей «Финезой» длиной 2,29 м тратил в два раза больше времени на то, чтобы пройти такой же участок, который мы с Андреем буквально пробегали со спиннингами длиной до 1,8 м. А тогда мы были без велосипедов, с которым Вова наверняка застрял бы там надолго.

Но вернемся к тесту. Проводил я его с катушкой Shimano Nexave 1000 FA и шнуром Fire line Cristal диаметр 0,06 мм. Каждым весом делал по три заброса, и вот что получилось:

Мега против Эвида

Из результатов теста видно, что даже полуметровая разница между удилищами в длине мало сказалась в пользу «Меги». А, например, по весу 3,5 г «Эвид» забросил дальше, но в целом показатели почти идентичны.

Конечно, «Мега» имеет свои преимущества, и с ее помощью легче обводить различные водные препятствия, делать элегантную проводку некоторыми приманками, за счет строя бланка. Да и цена ее раза в три ниже стоимости «американского брата».

А вот еще одним из плюсов большинства коротких спиннингов, относительно к нашей теме, является меньший диаметр первого от рукоятки пропускного кольца. У «Меги» оно 25 мм, а у «Эвида» – 20 мм, что позволяет использовать трубу, которая в последствии станет тубусом, диаметром всего 60 мм в которую «Мега» просто не помещается. А это не маловажный фактор, особенно если предполагаются длительные поездки. Так что к подбору снастей стоит отнестись внимательно, четко представляя, что, в каких условиях и для каких целей вам необходимо. Ну, а выбор рыболовной продукции сейчас большой, и приобрести подходящий комплект, устраивающий по цене и качеству – вполне реально.

Единственный и главный недостаток велосипеда в спиннинговой ловли – необходимость постоянно таскать его за собой, при перемещениях в поисках рыбы. А по берегам частенько не только сложно проехать, но и пройти. Всех кого это принципиально не устраивает, берите прикормку червячков и наслаждаетесь не менее интересной поплавочной или фидерной рыбалкой.

Как добираться к месту ловли?

   Странный вопрос, подумаете вы… Но все же, составляя маршрут очередного рыболовного путешествия, существуют различные варианты, как попасть на место ловли с минимальными физическими и временными затратами. Давайте кратко их рассмотрим.

 Вариант №1 – самый обычный, а именно вращая педали (дистанция до 30 км.) При хорошей физической подготовке возможно даже и 40-50 км в одну сторону. Только сразу пол сотни километров не штурмуйте, начинайте с ближних путешествий. А если чувствуете, что и 50 км проезжаете на одном дыхании, обгоняя мотороллеры, то лучше бросайте на время рыбалку и переходите в велоспорт! Может тогда в Украине появиться первый победитель «Тур де Франц»…

Вариант №2 – велосипед в багажнике легкового автомобиля. Если колеса крепятся на зажимах эксцентрика (специальных болтах, которые быстро снимаются без применения дополнительного инструмента), то на складывание и раскладывание велосипеда уходит буквально 3-4 минуты. Попробуйте вспомнить или выяснить, куда ездят на работу или дачу ваши друзья и родственники. А вдруг они каждый день проезжают автомобилем вблизи того водоема, на который вы так давно мечтали попасть. И, по крайней мере, минимум в одну сторону, получится добраться без лишних усилий, уделив больше времени рыбалке. (фото3)

Вариант №3 – молоковозы и прочие грузовые машины. Почти идеальный вариант, ведь в данном случае не придется даже снимать колеса, а привязать велосипед, например, к молоковозу дело двух минут при наличии веревки. Еще понадобится тряпочка, чтобы в местах соприкосновения двух транспортных средств, не поцарапать краску. (фото4)

Вариант №4 – пригородные электрички. Этот транспорт удобен тем, что, как правило, ходит четко по расписанию и в различные направления. Но следует обязательно учитывать пассажиропоток. Например, выбраться в выходной день за город стремятся тысячи дачников, а ехать с велосипедом в забитой электричке весьма проблематично.

Вариант №5 – комбинированный вариант, при котором совмещаются больше двух видов транспорта. Он наиболее сложный и, если по предмету «Логистика» в институте у вас была натянутая тройка, то лучше так далеко не собирайтесь.

Все предложенные варианты в основном относятся к однодневным выездам, не требующим длительной подготовки и, благодаря этому, доступны широкому круги рыболовов. Попробуйте подружиться с велосипедом, и вы наверняка откроете для себя много красивейших уголков нашей страны.

Одежда и снаряжение

Велосипедная рыбалка накладывает свой отпечаток и на одежду рыболова. Ведь перед тем, как сделать первый заброс, иногда приходится преодолеть пару десятков километров. Сомневаюсь, что найдутся люди, которым понравится ловить в мокрой от пота одежде, но именно так и происходит, когда в холодную пору тепло одетый рыболов финиширует у водоема. Бывало такое и со мной из-за курточки, которая не пропускала влаги ни внутрь, ни из внутри. Это все равно, что ехать в дождевом плаще, одним словом – сауна, на колесах. Кроме того, после остановки быстро начинаешь замерзать, хотя вроде оделся по сезону.

Современные мембранные материалы решают эту проблему, а в сочетании с флисом и термобельем позволяют быстро отвести излишек влаги от тела. Вот тогда получается, как в известной рекламе – и сухо и комфортно. Цена качественной зарубежной одежды может превышать стоимость велосипеда и снастей вместе взятых, но такую я пока не покупаю, стараясь, где возможно, поддерживать украинского производителя. Тем более что у нас делают достойные вещи за приемлемые деньги.

Такая компания как Commandor, выпускающая одежду и снаряжение для различных (в том числе экстремальных) видов отдыха, имеет модельный ряд специально для рыболовов. Правда там мало моделей, соответствующих требованиям рыболова-велосипедиста, зато их курточки из материала «полартек», ветровки и штаны для сноуборда, которым последние годы я увлекаюсь, отлично подходят велосипедистам с рыбацким уклоном. И поверьте мне, сноубордисты тоже испытывают серьезные нагрузки, особенно если ездят по не обустроенным трассам, что и роднит их с велорыболовами, преодолевающими бездорожья. Как раз в таких условиях грамотно подобранная мембранная одежда в комбинации с термобельем позволяет чувствовать себя комфортно и не обливаться потом, а потом из-за этого мерзнуть.

В теплую погоду проблем меньше, и требования, предъявляемые к одежде, не так высоки. Благодаря чему подойдут обычные вещи без суперкачеств. Главное, чтобы все было удобно и практично.

Все – рыбак одет, теперь одеваем велодруга, для которого штаны будут точно не лишними, если планируются дальние выезды. Они крепятся на багажник и позволяют разгрузить рюкзак или вообще его не использовать, а ехать без груза за спинной – намного приятнее.

Для коротких поездок, в которые не требуется брать много снаряжения, наличие «велоштанов» не обязательно, подойдет маленькая сумочка, закрепленная под рамой – мы же все-таки ловим ультралайтом.

Велосипед и лодка – дружба возможна

Береговая ловля на многих водоемах затруднена или малоэффективна, именно в таком случае сочетание двух транспортных средств тоже имеет право на существование. Правда, готовится к подобным выездам нужно еще тщательнее, выбирая водоемы в 10 – 15 км. от дома, подъезды к которым вам хорошо известны.

Надувную одноместную лодку весом до 10 кг. вполне комфортно перевозить на багажнике при условии, что ее габариты в сложенном виде позволяют надежно закрепить объемную сумку. Для этих целей подходят крепежные резинки (тяжи) с крючками на концах. В отличие от обыкновенной веревки, тяжи, растягиваясь, постоянно сжимают сумку и не дают ей возможности «разболтаться» при езде по нашим «ровным» дорогах или грунтовке.

Моя «Спорт-Бот Лагуна 200» при весе 10 кг занимает все пространство багажника потому, что сделана из прочного ПВХ материала, а он достаточно объемный, тогда как резиновые лодки могут быть на порядок меньше. Их удобней перевозить, хотя по сроку службы и надежности они значительно уступают плавсредствам из ПВХ.

Так же позволю напомнить, что для безопасного плавания рыболов должен быть одет в спасательный жилет, которым не следует пренебрегать. Хоть он и увеличивает багаж, я всегда обязательно беру его с собой. При правильно сложенной лодке в сумке как раз остается место для жилета, а все остальные вещи укладываются в рюкзак.

Оставлять велосипед у водоемов, которые посещает большое количество людей, к сожалению, в наше время опасно. Ведь если даже он пристегнут к дереву, всегда найдется что снять, тем более при наличии зажимов эксцентрика. В таком случае приходится отказаться от поездки с лодкой или рыбачить рядом, постоянно присматривая за велосипедом. Конечно велосипед + ультралайт + лодка – не лучшее сочетание, но иногда только такая дружба позволяет удачно рыбачить. И ситуация, когда сначала крутишь педали, а потом гребешь веслами, полностью оправдана.

Небольшие рекомендации

1. Ни в коем случае не прислоняйте спиннинг к велосипеду, даже если уверенны, что он надежно стоит – это чревато поломкой. Сколько раз я наблюдал, как велосипед падает, а там мог быть мой спиннинг. Еще один из способов поломать хрупкое удилище – положить его при сборке или разборке на землю. Шансы наступить на него в таком случае значительно увеличиваются.

2. Старайтесь не планировать длинные маршруты в начале сезона. Лучше пару рыбалок раскататься на маленьких дистанциях, чтобы мышцы после «зимней спячки» набрали форму.

 3. При коротких переездах с места на место лучше снять приманку, чтобы она не повредить бланк спиннинга постоянными ударами об него.

4. Поскольку выезжать на рыбалку или ехать домой часто приходится в темноте, помните о безопасности и позаботьтесь о мигалке, цепляемой сзади, и велофонаре, без которого экстремальная ночная езда вам обеспечена.

5. Если тубус изготовлялся самостоятельно из водопроводной трубы, сделайте для него матерчатый чехол из темной ткани. Так он будет меньше скользить по раме, а попавшая с колес грязь менее заметна.

Вело-рога 6. Прием пищи перед выездом на рыбалку и во время ловли – важный момент, которым не стоит пренебрегать. На завтрак рекомендую большую порцию «сложных углеводов» – их свойства позволяют организму длительное время получать энергию, затраты которой особенно велики при педалировании. Мой рецепт такой: беру стакан овсянки, бросаю в закипевшую воду (2 стакана), 2 минуты кипячу, отключаю газ и даю настояться 5 минут. Тем временем раскалываю 3 грецких ореха и вспоминаю, где находится абрикосовое варение. Вот наверно почему, рыба так любит насадку из геркулеса, она точно знает, что питательно и полезно. А с собой обычно беру стандартный набор: пару бананов, яблоко, печенья ну и бутерброды. Чувство голода на рыбалке должно быть не у вас, а у рыбы, только при таких условиях возможна поимка настоящего трофея. 

7. Чтоб вращать педали было интересней, засекайте время и старайтесь побить свой рекорд или попробуйте перегнать велосипедиста, который едва виднеется на горизонте…

8. В периоды активного вылета различных насекомых, очки при езде спасают глаза. Вполне подойдут обычные солнцезащитные, а в процессе рыбалки они помогут видеть глубже благодаря фильтрации солнечных бликов.

9. Если велосипед продавался без так называемых «рогов», то советую их приобрести. Стоят они порядка 30-50 грн, а главное их назначение – менять положение тела и кистей рук велосипедиста, что предотвращает онемение мышц запястий. (фото5) Подобные рога, правда, имеют один недостаток – они увеличивают зацепистость руля.

10. Что бы поездка ни закончилась прогулкой, нужно как следует, к ней подготовится. Сколько  брать запасных камер – каждый решает сам для себя. Приведу пример. Пару лет назад мы с друзьями собрались посетить с. Гусенцы, рядом с которым есть затопленная царьков. В поездку на 8 человек взяли 4 запасных камеры. Маршрут в обе стороны составил около 160 км. Как в последствии выяснилось, только двое из нас, но по 2 раза (!) пробили колеса. Зная их манеру езды, то была закономерность, которая абсолютно меня не удивила. Так что если вы часто пробиваете колеса, перестрахуйтесь и возьмите не одну, а две камеры вместе с комплектом ключей и крохотным насосом, не занимающим много места.

11.  Длительные нагрузки при езде быстро обезвоживают организм, старайтесь каждые 30 – 40 минут останавливаться и делать несколько глотков воды, запаса которой в объеме два литра, как правило, хватает на всю рыбалку в жаркий день. А специальная бутылка, закрепленная на раме, дает возможность утолить жажду даже не останавливаясь.

12. Принцип «поймал – отпусти» особенно актуальный летом, когда довести улов не испорченным по жаре практически невозможно. Да и весной или осеню при значительном плюсе пойманную с утра и «замаринованную» в рюкзаке на протяжении дня щуку деликатесом назвать сложно. Вот как велосипед помогает приобщить рыболова к цивилизованной ловле.

В этом материале я постарался поделиться своим маленьким опытом в той части рыбалки, где велодруг оказывает неоценимую помощь и дает возможность почувствовать единение с природой. Надеюсь, что кого-то эта статья заставить задуматься и возможно надолго подружится с велосипедом.

И может тем рыболовом, который покажется на горизонте, и которого вы когда-то догоните, буду я…

Желаю вам интересных велопутешествий, увидимся на водоеме!